Родители,
отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это
обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми,
агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из
базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок
впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре
внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает
сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения
поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не
созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей.
Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Живя
в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский
сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания,
температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок
находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от
знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и
физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый
этап подготовки малышей в детский сад
мы начинаем со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию
можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках).
Второй этап подготовки
малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками детского
сада. Формы этой работы:
— индивидуальные консультации;
— проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
— открытые детские праздники («Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.);
— знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского
сада».
Главное на этом этапе
— это привыкание малыша к режиму детского сада. Резкая смена режима дня
малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять
рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют
укреплению здоровья малыша.
Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе.
Теперь нужно, чтобы у них установились доверительные отношения с сотрудниками
детского сада.
Основные
принципы нашей работы по адаптации детей следующие:
1. Постепенное заполнение групп (прием
2—3 малышей в неделю).
2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2—3 часа, возможность
пребывания с мамой).
3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода,
дополнительные выходные дни).
4. Сохранение впервые 2—3 недели имеющихся у малыша привычек.
5. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием,
аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка
заполняется так называемый «адаптационный лист»).
АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ.
|
Эмоциональное состояние
|
Аппетит
|
Сон
|
+ +
+
+ —
—
|
+ +
+
+ —
—
|
+ +
+
+ —
—
|
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТАЦИОННОМУ ЛИСТУ
Эмоциональное состояние.
«+ +» — ребенок с
удовольствием идет в группу. Не плачет, преобладают положительные эмоции. Ведет
себя адекватно.
«+» — ребенок плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается. На
протяжении дня преобладает хорошее настроение.
«+ —» — переменное состояние ребенка. Он то успокаивается, то начинает плакать.
«—» — ребенок постоянно плачет, не может успокоиться.
Аппетит.
«+ +» — отличный аппетит.
Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно.
«+» — хороший аппетит. Ребенок ест самостоятельно.
«+ —» — ест без аппетита, просит, чтобы его покормили.
«—» — отказывается от еды.
Сон.
«+ +» — быстрое, спокойное
засыпание, глубокий сон.
«+» — ребенок засыпает не сразу, сон спокойный, глубокий.
«+ —» — ребенка приходится укачивать, засыпает с соской.
«—» — ребенок не засыпает, плачет. Приходится находиться рядом с ним. Сон
поверхностный.
Адаптационный лист
заполняется в течение месяца пребывания ребенка в детском саду.
Затем на основании данных адаптационного листа, наблюдений воспитателей и
специалистов и заполненной родителями анкеты делается вывод о степени адаптации
ребенка (легкая, средняя, тяжелая) и даются рекомендации по индивидуальной
работе. Выводы заносятся в «Дневник развития ребенка».
На адаптационном листе пишутся выводы мини-педсовета. Мини-педсоветы по
адаптации проводятся один раз в месяц.